Молитвы по четкам имеют древние корни. Ирландские монастыри в IX веке использовали чётки для чтения Псалмов Давида, а уже в XV веке Папа Сикст IV одобрил Молитву Розария, предписывая читать молитвы по чёткам. Некоторые монахи были неграмотные и не знали Псалмов, поэтому им разрешалось повторять 150 раз молитву «Отче наш» на чётках. Постепенно эта молитва была заменена на «Радуйся, Мария». В XV веке молитва «Радуйся, Мария» стала популярной формой медитации над жизнью Христа в Розарии, распространяемом доминиканцами, включая молитвы «Отче наш» и «Радуйся, Мария».
В 1571 году, во время правления Папы Пия V, доминиканский богослов Антонио Гизлери утвердил Розарий, включив в него 15 тайн, и установил празднование Пресвятой Девы Марии Розария седьмого октября. В 2002 году святой Иоанн Павел II расширил Розарий, добавив к радостным, скорбным и славным тайнам еще пять светлых тайн.
Со времен Урбана IV (1261-1264) и до наших дней Учительство многих Пап содержит документы о Розарии. Епископы Рима всегда поддерживали чтение этой молитвы, называя её «народной Псалтирью», «компендиумом Евангелия», «школой созерцания и размышления» и «семейной молитвой». Они отмечали, что Розарий помогает вступить в общение с Иисусом через сердце Матери и является ключом к пониманию тайн спасения.
Папа Лев XIII, известный как Папа Розария, издал 12 энциклик, посвященных этой молитве. В одной из энциклик, под названием Supremi Apostolatus Officio, он заявил, что Розарий приведет к созданию "армии созерцателей", равной по численности христианскому народу, объединяющей их в молитве против зла. В 1893 году, в энциклике Laetitiae Sanctae, Папа Лев XIII утверждал, что Розарий, благодаря своей скрытой моральной силе, принесет плоды как для отдельных лиц, так и для общества в целом. Он указал на негативные стороны общества на заре второй промышленной революции, которая усугубила разрыв между социальными классами.
В связи с обширным наставничеством своего предшественника, Папа Римский Пий X обратил внимание на тему Розария в небольших документах, включая апостольское послание Summa Deus, написанное в честь полувекового юбилея явлений Девы Марии в Лурде. Он подчеркнул, что это удивительное событие укрепило почитание Пресвятой Девы Марии и Святого Розария среди народа.
Бенедикт XV, прочитавший в Ватикане «Мольбу к Помпейской Богородице», в документе на 700-летие смерти святого Доминика Гусмана призывал активно использовать Розарий, который он называл лекарством и утешением в трудные моменты. Он говорил, что Розарий - это молитва, способная пробуждать милосердие и добродетель в каждой душе.
В 1937 году Папа Римский Пий XI видел наступление национал-социализма и сталинизма и в своей энциклике Ingravescentibus Malis отметил, что "ХХ век в своей гордыне отвергает Розарий", который всегда был важен для многих святых. В своем послании верующим Пий XI призвал читать Розарий в домашнем кругу, чтобы враги Божьего имени смирились, раскаялись и нашли праведный путь под защитой Пресвятой Девы Марии. Папа подчеркнул, что Розарий способен не только побеждать врагов веры, но и вдохновлять на практику христианских добродетелей, которые он развивает в наших душах. Эти слова были сказаны за два года до начала Второй мировой войны.
В энциклике Ingruentium Malorum 1951 года Пий XII призывал практиковать чтение Розария, чтобы получить помощь Пресвятой Девы, подчеркивая его значение для семьи. Он также сформулировал известное высказывание, часто повторяемое его последователями, о том, что Розарий Пресвятой Девы является сводом всего Евангелия.
В 1961 году папа Иоанн XXIII выпустил апостольское послание Il Religioso Convegno, в котором подчеркнул важность Розария как универсальной молитвы, способной удовлетворить потребности церкви, государства и всего мира. В энциклике Grata Recordatio от 1959 года Папа поощрял ежедневное моление Розария, называя его наиболее прекрасным способом молитвенного созерцания, который следует читать на протяжении всего года. Епископ Рима призвал верующих использовать Розарий для молитвы о предстоящем Вселенском соборе и о добродетелях, ожидаемых от Церкви.
В ходе Второго Ватиканского собора 4 мая 1963 года, Папа Иоанн XXIII принял участников первого итальянского паломничества Живого Розария, во время которого он встретился с больными детьми. «Вы дороги нам, как зеница ока. Вы нам дороги за то, что вы молитесь с присущей вам детской искренностью», – обратился к ним Папа Ронкалли, одобрив их усилия по ежедневному чтению по крайней мере одного десятка Розария. Он подчеркнул, что день без молитвы – это как «небо без звёзд и сад без цветов». В 1961 году он признался, что сам каждый день читает десяток святого Розария за всех новорожденных младенцев в мире за последние сутки, чтобы вверить их Иисусу.
Согласно наставлениям Папы Римского Павла VI, мы учимся быть душой мира через любовь и постоянное общение с Иисусом, следуя примеру Марии и погружаясь в тайны Его искупительной жизни во время размышлений над тайнами святого Розария. Розарий, таким образом, способствует дару мира и превращает верующих в миротворцев. Папа Павел VI посвятил свою энциклику Mense maio 1965 года молитве Розария, призывая пастырей активно практиковать ее. В своем послании Christi Matri 1966 года, Папа Монтини призвал верующих молиться с просьбами о мире через посредничество Марии. В 1974 году в апостольском увещевании Marialis Cultus Папа Павел VI изложил важные указания по пересмотру и развитию духовных практик, включая чтение молитвы «Ангел Господень» и Розария.
Девиз Totus tuus Папы Иоанна Павла II посвящён Деве Марии. Многие документы святого Папы также были посвящены Ей. В своем апостольском послании Rosarium Virginis Mariae 2002 года он подчеркнул важность Церкви созерцать Христа, как это делала Богородица. В этом же послании Папа Иоанн Павел II установил пять новых тайн, которые он назвал тайнами света, и объявил Год Святого Розария. На пороге третьего тысячелетия Папа Войтыла подчеркнул необходимость противостоять определенному кризису в практике этой молитвы, который может возникнуть у новых поколений в современном историческом и богословском контексте.
В 2008 году в римской базилике Санта-Мария-Маджоре Папа Римский Бенедикт XVI сказал, что «Розарий – это один из самых красноречивых знаков любви, которую молодые поколения испытывают к Иисусу и Его Матери, Марии". Также он отметил, что в наше время эта молитва помогает вернуть Христа в центр жизни. Тремя годами ранее в послании к молодым католикам в Нидерландах Папа Ратцингер написал, что Розарий обучает нас молитве с простотой и глубиной, как у Марии.
В 2006 году в мае Бенедикт XVI подчеркнул важность практики чтения Розария для верующих, особенно для молодых супружеских пар. Он утверждал, что совместное моление Розария в семье способствует духовному росту под покровительством Девы Марии. В своих обращениях к больным он неоднократно призывал обращаться к Марии с верой и доверием, читая Розарий и вверяя Ей все свои нужды.
И сегодня в преддверии месяца мая, посвященного Богородице, Святейший Отец призывает нас созерцать сердцем Марии лицо Христа. Святейший Отец уверен, что молитва Розария сплотит нашу духовную семью и поможет преодолеть нынешние испытания. Он также молится за всех, кто сейчас находится в большей беде.