Церковное Витражное Искусство
Церковное витражное искусство представляет собой уникальную форму художественной выразительности, где стекло становится холстом для воспроизведения религиозных сюжетов. Эта форма искусства использует свет, проникающий сквозь окна церковных построек, преобразуя его в многогранные сцены из древних свитков и книг. В данной статье рассмотрим историю развития церковного витражного искусства, его техники и приведем несколько примеров выдающихся витражей.
История возникновения витражей
Витраж, происходящий от французского "vitrage" — остекление, и латинского "vitrum" — стекло, представляет собой уникальное искусство, обладающее множеством вариаций.
Истоки церковного витражного искусства уходят в древние времена. Историки не могут точно датировать зарождение витражей Первые витражи, как художественная форма, появились в Европе начиная с X века в процессе строительства церквей. В этот период в окошках французских и немецких храмов стали появляться огромные стеклянные панели с изображениями Христа и библейских персонажей.
Роспись стекла, как и любая другая художественная дисциплина, была средством выражения культуры и истории. Однако она имела своих противников.Папа Григорий Великий (590–604) стремился защитить церковные образы от критики иконоборцев, видевших в них идолопоклонство. Он называл изображения «книгами для неграмотных». Эти произведения искусства служили средством обучения Священной истории и христианской доктрине тем, кто не имел доступа к текстам Библии и писаниям Отцов Церкви. К тому же они создавали атмосферу, способствующую молитве и созерцанию.
Расцвет витражного искусства в Средние Века
Средние века стали золотым веком церковного витража. Романская архитектура выделялась масштабностью и арками, а витражи этого периода, как правило, изображали библейские сцены и святых. Примером может служить амвон собора Сен-Жиль во Фрайбурге, Германия.
Витражи В Эпоху Готики
Готическая архитектура привнесла в витражное искусство элементы величия и света.
В готическую эпоху XII-XVI веков, соборы Европы стали украшать большие и сложные стеклянные композиции. Готические витражи представляли собой мозаичные узоры из кусочков цветного стекла. Они изображали сцены религиозной и повседневной жизни. Первой церковью, применившей готический стиль, стала аббатство Сен-Дени с церковью Эбут Шугер.
Ренессанс - новый виток развития витражного искусства.
В эпоху Возрождения, искусство витражей продолжило свою эволюцию. Картинки стали выходить за пределы библейских сюжетов и украсили множество домов и учреждений. Введение техники "выскабливания" на специально покрашенном стекле также было характерно для этого времени.
В XV веке восприятие витражей снова изменилось. Они стали более распространенными и сложными. Художники использовали светлые оттенки и большие изображения, чтобы заполнить окно целиком. Новые методы улучшения цветопередачи витражей включали применение белого стекла. Витражи стали больше походить на живопись.
Церковные витражи в деталях
Самым узнаваемым элементом витражного искусства является витражная розетта или роза.
Розетки представляют собой великолепные круглые окна с симметрично расходящимися от центра лепестками, являющиеся одной из визитных карточек готической архитектуры. С их внешней стороны можно внимательно рассмотреть сложнейшие каменные узоры, тщательно вплетенные в архитектурное оформление. Однако внутри, в полумраке храма, ребра лепестков уже не так заметны, вместо этого взгляд притягивают великолепные витражи, вставленные в секции громадного колеса.
Исторически, витражные розы начали появляться в архитектуре западной Европы в эпоху расцвета готического стиля, примерно с XII века. Они стали символом технического и художественного мастерства мастеров того времени. Величественные розы можно найти в соборах и церквях Франции, Италии, Англии и других стран.
Особое внимание уделялось деталям: каменные ажурные узоры вокруг розы создавали восхитительные композиции. Вместе с тем, внутренние части роз украшались уникальными витражами, которые, будучи подсвеченными солнечными лучами, превращались в настоящие произведения искусства, освещая храм сверху вниз.
Таким образом, витражные розы не только служили функциональной цели, обеспечивая естественное освещение внутри храма, но и являлись важными элементами архитектурного декора, символизируя величие и красоту христианской веры.
Католические соборы- оплот витражного мастерства
Величественные соборы Европы славятся не только своей архитектурной величественностью, но и великолепными витражами, которые украшают и прославляют эти священные сооружения. Среди них особое место занимают Собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор, Руанский собор, Церковь Сен-Шапель и Собор Святого Вита в Праге.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)Париж,Франция
Собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари, воплощение готического искусства, пронизанного духом веры и красоты. Его витражи – настоящее сокровище христианской символики. Витражи северного и южного трансепта воспроизводят библейские сцены, начиная от творения мира до судного дня. На западной розе изображены: Страсти Христовой, а на восточной – Судный день с Христом в центре. Великолепие этих витражей открывается в их преобразовании при попадании света, создавая особую атмосферу внутри собора.
Собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари, величественный образец готической архитектуры, был заложен в 1163 году и завершён в 1345 году.
Одна из роз в северном трансепте, известная как "Роза Севера", была установлена в 1250 году. Эта витражная роза считается одной из самых великолепных в Европе.
Витражи Нотр-Дам де Пари охватывают множество исторических событий, начиная от Ветхого Завета и заканчивая сценами из жизни Иисуса Христа и Святой Девы Марии.
В 2019 году собор пережил страшный пожар, который повредил многие витражи. Впоследствии началась активная реставрационная работа.
Кафедральный собор святых Петра и Марии. Кёльн Германия
Кёльнский собор, величественный образец германской готики, поражает не только своими масштабами, но и изысканными витражами. В основе многих сюжетов – библейские предания. В частности, собор славится витражами, изображающими судьбу Адама и Евы, страсть Христову, апокалиптические видения. Великолепие этих витражей раскрывается благодаря мастерству мастеров в создании деталей и игре света.
Строительство Кёльнского собора началось в 1248 году и завершилось в 1880 году.
Этот собор привлекает много паломников так как в нём хранится знаменитый Золотой саркофаг Трёх Королей, в котором содержатся мощи волхвов.
Оригинальный дизайн собора включал громадные витражи, изображающие сцены из Библии. Эти произведения искусства были созданы еще в XIII веке. Во время бомбардировок во время Второй мировой войны, собор был серьезно поврежден. Однако витражи были предварительно извлечены и спасены.
Собор Руанской Богоматери)Руан, Франция Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери)
Руанский собор, величественное творение готического искусства, славится своими витражами, которые являются подлинными шедеврами. Одним из наиболее впечатляющих элементов собора является "Заключение Нового Завета", представленное на витраже в западной розетке. Эта витражная роза представляет сцены из Откровения святого Иоанна и символизирует завершение Библии. Этот витраж считается одним из величайших произведений витражного искусства и является визуальным воплощением духовной глубины и красоты христианской веры.
Строительство Руанского собора началось в 1202 году и завершилось в 1270 году.
Во время Вторжения в Нормандию в 1944 году, собор был поврежден, но витражи были спасены и по возможности восстановлены. В одном из окон собора изображена сцена "Красный Суд", в которой изображено как Христос судит живых и мертвых.
Королевская капелла Сент-Шапель, Париж, Франция.
Церковь Сент-Шапель расположенная на острове Сите в Париже, считается "королевской капеллой". Она была построена по указу Людовика IX в XIII веке для хранения реликвий святого Людовика. Капелла выделяется своей великолепной готической архитектурой и впечатляющими витражами. Её высокие окна витражей представляют собой одно из наиболее впечатляющих произведений искусства своего времени.
Витражи апсиды излучают свет, создавая ощущение присутствия святости. Они изображают сцены Страсти Христовой и жизни святых.
Собор Святого Вита, Святого Вацлава и Святого Адалберта Прага Чехия
Собор Святого Вита в Праге является воплощением чешского готического искусства. Витражи этого собора представляют собой богатое сокровище христианской символики и истории Чехии. Здесь можно найти изображения святых, апостолов, а также сцены из жизни Христа.
Строительство собора началось в 1344 году, но было завершено только в 1929 году. Одним из архитекторов был Петер Парлер. Собор посвящен Святому Виту, Святому Вацлаву и Святому Адалберту.
Самобытность Собора Святого Вита особенно заметна в его витражах. Здесь готический стиль переплетается с произведениями Альфонса Мухи, создавая уникальное визуальное восприятие. Альфонс Муха, чешский художник и представитель ар-нуво, придал витражам собора особую гармонию и художественное великолепие.
Витражи этих соборов не просто украшают пространство храмов. Они являются воплощением веры, красоты и величия христианской истории. Благодаря свету, проникающему через эти цветные стекла, они создают особую атмосферу, призванную вдохновить и приобщить к духовному миру.
Искусство в католической церкви представляет собой богатую и многовековую традицию, охватывая различные стили и периоды. Начиная с древних христианских эпох и раннего христианского искусства, проходя через эпоху Ренессанса и Барокко, оно всегда играло значимую роль в религиозной и культурной жизни Европы и мира.